Некоторым автолюбителям приходилось проводить расчёт неустойки по ОСАГО по причине задержки страховых выплат либо другим причинам. Существуют определённые сроки, когда страховая компания должна принять решение по поводу необходимости компенсации, и произвести выплаты.
Любые задержки без причины наказываются санкциями и штрафом. Рассмотрим подробнее, как рассчитать сумму неустойки и в каких случаях можно её потребовать.
Содержание:
Когда СК должна выплатить компенсацию?
После случившегося ДТП в обязанность потерпевшей стороны входит оформление происшествия по всем правилам и подача документов в страховую организацию в срок.
Страховщик, в свою очередь, должен рассмотреть дело вовремя – на протяжении 5 дней и, в случае позитивного решения, не позже, чем через 20 рабочих дней после подачи заявления осуществить страховую компенсацию потерпевшей стороне.
В течение этого времени со стороны СК возможны три варианта действий:
- мотивированный отказ в выплате денежных средств;
- направление на ремонт в СТО и оплата проведённых работ;
- выплата компенсации денежными средствами.
Срок возмещения установлен согласно Федеральному закону об ОСАГО. В некоторых ситуациях допустимы задержки:
- Страховая компания вправе рассматривать дело больше 5 дней и продлить срок принятия решения на 20 рабочих дней, не включая выходные и праздничные дни, если потерпевший в аварии не предоставил машину для осмотра и экспертизы в указанное время.
- За своевременную сдачу автомобиля в автосервис ответственность несёт СК, но автовладелец выражает согласие на задержку по весомым причинам, например, отсутствуют необходимые комплектующие, что даёт возможность страховщику немного «потянуть» время из-за сложившихся обстоятельств.
- Если автосервис возвращает машину и обнаруживаются недочёты, страховая компания должна вернуть её снова на СТО для завершения ремонтных работ, таким образом время проведения ремонта автоматически затягивается, да и в интересах водителя получить обратно полностью отремонтированное транспортное средство.
В случае нарушения сроков без весомых причин, потерпевший в праве требовать неустойку, рассмотрим ниже, что это и в каких случаях возможно взыскание неустойки по ОСАГО.
Что значит неустойка по договору ОСАГО?
Неустойка по ОСАГО – это санкции, которые СК должна выплатить страхователю, если не произвела выплату компенсацию в течение 20 рабочих дней, как и требовалось по закону.
Стоит отметить, что неустойкой не будет считаться задержка выплат по вине потерпевшего лица, когда тот вовремя не предоставил авто для экспертизы либо по другим причинам.
Когда СК освобождена от выплаты пени?
Бывают случаи, когда страховая организация освобождается от санкций, что возможно при непредвиденных обстоятельствах – стихийных бедствиях, катастрофы и прочего.
Также компания будет освобождена от выплат, если ей удастся доказать в суде, что задержки произошли по вине водителя.
Отказы также бывают и по ряду других причин. Например в условиях договора сказано, что учитывается причинённый ущерб, который учёл лишь специалист, представляющий страховую компанию, с которой подписан договор ОСАГО.
Тогда даже если потерпевший автовладелец проведёт независимую экспертизу, как и рекомендовано в случае стандартного договора, разницу между суммой компенсации и реальной ценой ремонта всё равно придётся оплачивать из своего кармана.
Бывают случаи, когда представитель организации сообщает об изменениях в договоре и уверяет, что действующий договор уже неактуален. Это невозможно. Любые изменения, внесённые после подписания, недействительны.
Поэтому когда просят приехать и поменять действующий полис ОСАГО, не спешите, а сначала уточните все моменты.
Когда можно требовать неустойку?
Помимо задержки компенсационных выплат потерпевший водитель в ДТП может потребовать неустойку в других случаях:
- страховая компания нарушила сроки при возврате части страховой премии;
- был просрочен период, во время которого СК должна была направить отказ в предоставлении компенсации;
- произведённые выплаты в неполном размере;
- затягивание компенсации по необоснованным причинам;
- задержка в выдаче направления автомобиля в СТО с указанием срока ремонтных работ.
Все эти моменты регулируются законом, поэтому застрахованное лицо имеет полное право требовать неустойку.
Следует также отметить, что с целью получения компенсации за задержку от страхователя требуются определённые действия – согласно законодательству установлено досудебное урегулирование вопроса со страховой.
Если возникли сложности с компанией-страховщиком, страхователь может обратиться с жалобой в контрольный орган, осуществляющим надзор за соблюдением правил относительно выплат со стороны СК. Таковым является Банк России, если уполномоченный банк выявит нарушения, он выдаст страховщику предписание о необходимости выполнения своих обязательств.
Таким образом, страхователь должен действовать в следующем порядке:
- написать соответствующее заявление и направить страховщику;
- отправить жалобу в Банк России;
- подать иск в суд.
Важно отметить, выплата задержанной компенсации от страховой организации не избавляет её от необходимости выплатить неустойку. Такая ситуация может стать повторным поводом для обращения в суд.
Каким образом рассчитывается неустойка?
Пеня за просрочку выплат по ОСАГО начинает рассчитываться со следующих суток после последнего дня, когда страховая контора должна была выплатить компенсацию.
Существуют некоторые правила:
- Взыскание осуществляется лишь согласно сумме недоплаты.
- Компания перечисляет 1% ежедневно за каждый день задержки.
- Общая сумма пени по ОСАГО не может превысить лимит страховых выплат, то есть более 400 тысяч за повреждение имущества и более 500 тысяч рублей за возмещение вреда здоровью либо жизни страхователя. Таким образом максимальный размер неустойки не превысит лимит.
- Концом расчётного периода считается день, когда страхователь получил средства.
- В некоторых случаях с помощью суда страховщику удаётся снизить размер пени, но лишь когда штраф несоизмерим с нарушениями.
- Если СК совершила несколько нарушений, тогда потерпевший имеет право требовать компенсацию за каждое из них.
Рассчитаем на примере разных случаев.
Например, в результате аварии произошла гибель ТС, и страхователь обратился с заявлением о расторжении договора с компанией. Допустим стоимость ОСАГО была 6600 рублей согласно калькулятору по обязательному страхованию автогражданской ответственности. Допустим страховая просрочила выдачу компенсации на 20 дней, итого 6600 умножаем на 1% и умножаем на 20 – получается неустойка в размере 1320 рублей.
При этом не будут учитываться выплаты со стороны страховщика в 20-дневный срок, а также компенсации, санкции и прочее.
Получается, что если общий размер страховой компенсации составлял 40 тысяч рублей, а компания выплатила вовремя 10 тысяч рублей – от 40 отнимаем 10 и полученную сумму умножаем на 50%. Полученную цифру 15 тысяч рублей делим цену на 2 – половину получает потерпевший автовладелец, а другую половину – ОЗПП, поскольку последние представляют в деле страхователя.
Итог
Если СК не выполнила условия договора и задержала компенсацию, не оплатила полную сумму либо затянула сроки ремонтных работ, страхователь должен написать заявление в рамках досудебного урегулирования вопроса, обратиться в соответствующий орган и требовать страховые выплаты через суд.
Также потерпевший имеет полное право заявить о получении неустойки за задержку по вине страховщика. За каждый день задержки начисляется пеня в размере 1% от суммы конкретного случая.
А вы сталкивались с отсутствием выплат со стороны страховой компании?