Действующим законом об ОСАГО предусмотрено, что в случае ДТП пострадавшей стороне будет компенсирован материальный ущерб, причиненный автотранспорту. Автомобилист имеет возможность выбрать приемлемый для себя вариант: получить страховку или согласиться на восстановительный ремонт, организованный страховщиком.
При расчёте стоимости ремонта обязательно учитывается износ деталей. В этой публикации мы рассмотрим, как самостоятельно рассчитать износ деталей по ОСАГО.
Содержание:
Понятие износа в обязательном автостраховании
Полис обязательного страхования авто гражданской ответственности страхует не транспорт, а ответственность водителя перед другими участниками дорожного движения.
При наступлении дорожно-транспортного происшествия страховая компания водителя, спровоцировавшего автоаварию, компенсирует материальный вред, причиненный машине потерпевшего автомобилиста.
Потерпевший автолюбитель пишет заявление на возмещение, причиненного аварией вреда, в форме страховки либо организации страховой фирмой восстановительного ремонта в условиях СТО.
В обоих случаях страховая компания должна возместить стоимость деталей и агрегатов, подлежащих замене либо ремонту.
Но попавший в аварию автомобиль, очень редко бывает на 100% новым. В процессе его эксплуатации детали изнашиваются и стоят дешевле.
Страховщик имеет обязательство восстановить авто, получившее вред в результате ДТП, то есть с учетом износа его деталей и агрегатов.
Когда учитывается износ?
Восстановление автотранспорта подразумевает замену либо ремонт только тех деталей и узлов, которые повреждены. Поэтому страховщику необходимо подсчитать степень их износа на момент автоаварии.
Таким образом, износ в процентах вычисляется исключительно на детали, которые меняются, а на другие детали и материалы нет. Затем по справочнику РСА с учетом региона определяется цена каждой детали и умножается на процент износа. Можно подытожить, что при определении общей суммы компенсации выплат, учитывается износ.
В общую сумму страховой компенсации входят цены не за новые автозапчасти, а с учетом износа.
Когда потерпевшая сторона написала заявление на выполнение восстановительного ремонта машины, то на СТО устанавливают новые детали, и включают их цены в общую стоимость проведенного ремонта.
Страховщик виновного в столкновении автомобилиста покрывает стоимость проведения ремонтных работ, стоимость ремонта автодеталей, которые можно не менять, и цены, устанавливаемых деталей.
Последние берут из справочника РСА, а затем учитывают износ деталей. По факту стоимость ремонта получается выше, нежели рассчитанная сумма. Разницу доплачивает водитель.
Процедура расчета износа
Расчет износа по ОСАГО производится по Единой методике, утвержденной в 2014 году Положением Банка России № 432-П. Методикой пользуются сотрудники независимых экспертных организаций, которые проводят независимую экспертизу поврежденной в результате автоаварии машины. Она есть в свободном доступе, и освоить порядок расчета сможет каждый желающий автолюбитель.
В Интернете есть формула расчета износа и подробное описание, как по ней считают, а также конкретные примеры ее использования. На многих сайтах функционируют специальные онлайн программы, или калькуляторы, на которых очень быстро рассчитывают страховые выплаты по автогражданской ответственности с учетом амортизации.
Введя всю информацию, автомобилист через несколько минут получит коэффициент износа. Очень важно правильно ввести данные. Так, пробег должен быть указан в километрах.
Когда иномарка оснащена однометром, ведущим учет в милях, то их переводят в километры, умножив на 1,6. Не зная пробега авто на момент столкновения, можно выбрать из таблицы значение среднегодового побега для конкретного региона.
Методика предусматривает анализ шин автомобиля сразу по трём параметрам: рисунку новых шин, фактическому рисунку после автоаварии и минимально допустимому значению. Но обязательно учитывается период езды на конкретных шинах.
Зачем контролировать расчеты страховщика?
Чтобы контролировать правильность начисления суммы компенсации, за причиненный при автоаварии материальный вред, нужно не только знать, как рассчитывается износ по системе ОСАГО, но все уловки страховщиков.
Страховые фирмы, заботясь о своей прибыли, всячески стараются занижать суммы страховок и хитрят во время проведения расчетов. Самая распространенная схема – не учитывать во время проведения расчетов все повреждения, полученные при автоаварии.
Сначала пожаловаться директору филиала страховой фирмы. Сообщите, что при отсутствии реакции с его стороны, вы будете жаловаться в центральный офис компании и Российский союз автостраховщиков. Очень часто в страховых фирмах в расчетах вместо даты начала эксплуатации автомобиля вводят 1 января. Таким образом, страховщики увеличивают на пару месяцев срок эксплуатации машины.
Еще одна распространенная схема – указывать стоимость деталей, взятую из справочника РСА, с ошибками. Поэтому, попросите у страховщика предоставить вам все копии документов, касающихся расчета износа. Насторожить должен как прямой отказ, так затягивание с документами. Заведомо занижая стоимость деталей, страховщик уменьшает размер страховой компенсации.
Заниженный размер страховки – достаточная причина для обращения в суд на страховую фирму.
По действующему законодательству, касающегося обязательного автострахования, максимальный износ не должен превышать 50%. До внесения изменений показатель был равен 80%.
При отсутствии контроля на уровне государства за этим параметром некоторые страховые фирмы умудрялись бы дотягивать износ автомобиля до 90% и выше, чтобы выплачивать потерпевшему автомобилисту копейки. За нарушение закона предусмотрена административная ответственность.
Процедура обращения в суд на страховщика
Суд принимает только иски, имеющие подтверждение выдвигаемых обвинений. Поэтому понадобится провести независимую экспертизу по определению нанесенного ущерба автотранспорту при ДТП.
Так вы сможете подать в страховую компанию досудебную претензию, обоснованную результатами независимой экспертизы.
Если страховщик не урегулировал вопрос в досудебном порядке, то подать иск в суд.
В документе коротко описать обстоятельства автоаварии, обозначить результаты обеих экспертиз, указать сумму компенсации, рассчитанную по единой методике, и попросить выплатить причитающуюся компенсацию в полном объёме.
Приложить результаты экспертиз и расчет страховки.
При существенно заниженной сумме страховки, суды принимают сторону автолюбителей, а при незначительном занижении – сторону страховой фирмы, ссылаясь на допустимую погрешность проведения расчетов.
Итог
Автомобилистам необходимо самостоятельно научиться проводить расчет страховки с учетом износа автомобиля. Только так удастся исключить занижение размера страховых выплат.
Методика проведения расчетов есть в свободном доступе в Интернете. Кроме того, на многих сайтах есть специальные калькуляторы, позволяющие быстро проводить расчет по формулам методики. Удачи на дорогах!