Бесплатная помощь юриста:
8 (800) 500-27-29 доб 171 - Федеральный номер
+7 (499) 653-60-72 доб 324 - Москва и МО
+7 (812) 426-14-07 доб 633 - Санкт-Петербург и ЛО

Что значит финансовая санкция по страховому полису ОСАГО?

Что значит финансовая санкция по страховому полису ОСАГО?

Финансовая санкция по ОСАГО – дополнительные деньги, которые СК выплачивает владельцу полиса при несоблюдении оговоренных договором сроков.

Ведь на изучение заявления о компенсационной выплате, документов-приложений к нему, выбор решение компании-страховщику отводиться 20 суток по календарю, упустив из внимания выходные и праздники. Обсудим виды наказаний СК, возможных при нарушении ею условий по ОСАГО.

Содержание:

Финансовая санкция по ОСАГО: что это?

Назначение разновидностей штрафных санкций по договору обязательной страховки авто гражданской ответственности водителей – повышение ответственности за уклонение от/нарушение условий, указанных договором.

Финансовой санкцией по ОСАГО называют принудительное воздействие на страховщика, выраженное денежной суммой. Приминается такое воздействие при нарушении действующего законодательства со стороны СК. Например, при задержке положенной выплаты или отказе выплачивать ее.

Такое понятие должно содержаться в договоре по ОСАГО, ведь его применение предоставляет полисодержателю важные возможности:

  • обосновывает перечень причин для выплаты неустойки и ее размер;
  • оговаривает сроки выплаты штрафов.
Отметим! Применение штрафных санкций возможно, как для СК, так и для владельца полиса, который нарушает свои обязательства по нему.

Сегодня существует несколько видов неустойки для нарушителей:

  1. Штраф со строгой фиксацией размеров выплачивается единожды.
  2. Пеня.
    Представляет собой % от объема долга, размеры определяются количеством суток просрочки, взимается много раз.

Судебная практика показывает, что применяются данные меры наказания СК тогда, когда одна из сторон не способна выполнить взятые обязательства, или справляется с ними частично.

И если полисодержатель грамотно выстраивает претензионное обращение к СК, аргументируя причины своего недовольства ситуацией рамками правового поля, он получает право требовать компенсацию согласно условиям полиса, а также выплату штрафных санкций.

Причины требовать неустойку

Часто владелец полиса ОСАГО сталкивается с проблемой неправомерного нарушения обязанностей со стороны страховой организации. Не смотря на высокую степень по страховым случаям ответственности, штрафа бояться далеко не все страховщики.

пример претензии
Досудебная претензия в страховую компанию.

Способов, которые СК применяют с целью сэкономить денежные средства, масса.

Это могут быть различные мероприятия:

  • по затягиванию перечисления денег по договору;
  • отодвигание момента выдачи направления для владельца, поврежденного вследствие ДТП авто;
  • немотивированный отказ потерпевшему, отсутствие мотивированного отказа со стороны страховой фирмы выдать направление;
  • увиливание от возврата денежной суммы, положенной автовладельцу.

Уход от обязательств, которые описаны договором, является базовой предпосылкой прямого возмещения убытков в связи с неправомерной деятельностью/бездеятельностью СК. Но в любой ситуации присутствуют детали, которые стоит изучить, чтобы не столкнуться с подобными проблемами.

При несоблюдении сроков

Регулирование сферы взыскания финсанкции по ОСАГО с 2017 г. обеспечивает ст. 21 Закона ОСАГО. Согласно этому нормативному документу подобные меры пресечения применяются к страховым организациям, когда последние не соблюдают сроки обоснованного отказа компенсировать ущерб.

Сроки определены следующие: СК на протяжении 20 календарных дней, не включая праздники и выходные, с даты, когда заявление о возмещении расходов было принято и направлено на рассмотрение, а также всего пакета необходимой документации, должна осуществить сделать в пользу потерпевшего выплаты.

Так на законодательном уровне происходит процесс регулировки страхования автогражданской ответственности обязательного типа.

То есть, выплат при несоблюдении сроков полисодержатель имеет право затребовать, когда в оговоренный на законодательном уровне временной промежуток СК не осуществила страховую выплату по ОСАГО, не предоставила направление на ремонтные мероприятия с указанием срока их проведения.

1% от суммы страхвыплаты за ежедневную просрочку можно взыскать с нарушителя. Для расчетов во внимание берется «финальный» объем страховой выплаты, определенный судебным порядком на базе отчетности контрагента-/судебной экспертизы.

Если за 20 дней страховщик выплатил определенную часть положенной суммы, штрафные санкции нужно начислять на оставшуюся задолженность.

Период просрочки можно подсчитать аналогичным образом: со следующих суток после последней даты для выплаты до даты, когда страховщик погасит весь актуальный объем задолженности или суд вынесет решение.

Приведем конкретный пример расчета неустойки при таком положении дел.

Составляющие расчетов Значение
Дата обращения к страховщику за выплатами по ОСАГО 01.06.2015
Объем добровольной выплаты со стороны страховой организации 0
Размер страховой выплаты, согласно с отчетом независимого оценщика, рублей 30 000 рублей
Дата судебного решения 30.08.2015
Период просрочки С 22.06.2015 до 30.08.2015=70 дней
Размер неустойки, рублей 30000х1%х70 дней = 300х70 дней = 21 000
Мнение эксперта
Сергей Александрович
Независимый эксперт в сфере оценки после ДТП, юрист в автоправе со стажем.
Получить бесплатную помощь!
На заметку! Для удобства в начале каждого судебного заседания важно четко оглашать для протоколирования размеры неустойки на сегодня или предоставлять расчеты в письменном виде. Это позволит сэкономить время, не допустить откладывания судебного заседания.

При нарушении сроков выдачи направления для восстановительного ремонта

Договором об обязательном страховании автогражданской ответственности определяются сроки, в течение которых страховая организация обязана выдать автовладельцу, ТС которого пострадало в ДТП, направление на проведение восстановительных работ или предоставить ему мотивированный отказ в выдаче такой бумаги.

неустойка по страховому полису
Ответственность страховой компании.

Если информации касательно данного вопроса полис не содержит, руководствоваться необходимо действующим законодательством: СК имеет 20 дней, чтобы ответить на заявление владельца авто.

Владелец полиса ОСАГО имеет право требовать неустойку со страховой организации, если последняя затягивает сроки, не предоставила ответа, почему направление авто на СТО не выдается.

Также отметим, что неустойку водитель имеет шанс запросить и тогда, когда СТО не починило машину за описанный направлением временной период.

C 28.04.2017 г. стали действовать поправки в ФЗ об ОСАГО: согласно п.19 ст. 12 сроки подобных ремонтов не должны превышать 30 дней с даты предоставления транспортного средства на СТО или его передачи страховщику для перевозки до СТО.

И выплачивать неустойки будет обязана именно СК, а не станция технического обслуживания автомобилей. То есть помимо страховой выплаты размера, на СК лягут расходы на восстановительный ремонт, пеня за нарушения сроков подряда.

Объем такого штрафа составляет 1% от объема страховой выплаты, которую полагается выплатить автовладельцу конкретному страховому случаю за каждые сутки просрочки. Рассчитать это значение необходимо так же, как и размер предыдущего вида неустойки.

Мнение эксперта
Наталья Алексеевна
На заметку! Если автовладелец дает свое согласие, то временной период на проведение восстановительных работ может увеличиваться страховщиком. Но если нарушается и это время, то размер неустойки составит 0,5% от компенсационной суммы возмещения за каждый день просрочки, но не большем, чем сама компенсация.

При несоблюдении сроков возврата страховой премии

Неустойку в случае несоблюдения страховой организацией сроков возврата страховой премии возможно получить исключительно при следующих обстоятельствах: владелец полиса ОСАГО решил досрочно расторгнуть договор, а страховщик затягивает возврат/отказался возвращать часть страховой премии за неиспользованный временной период.

Правила обязательного страхования автогражданской ответственности водителей говоря о том, что страховщик обязан вернуть часть страховых премиальных, если действие договора прекращается досрочно.

получение страхового взноса
Бланк квитанции на получение страховой премии.

Такие ситуации случаются если:

  • полисодержатель/владелец авто умер;
  • машина, указанная объектом страхования в полисе, утрачена, погибла;
  • страховая организация начала процедуру банкротства, ликвидации;
  • контролирующие органы отозвали лицензию у страховой компании;
  • произошла передача прав владения транспортным средством от одного собственника к другому.

Возвращение неистраченных страховых премиальных осуществляется на протяжении 14 календарных дней с той даты, которая следует за датой обращения в СК с подобным заявлением.

При нарушении со стороны СК таких сроков, можно потребовать выплату неустойки на свой счет. Ее размер составит 1% от страховой премии, которая оговаривается полисом ОСАГО за каждые сутки просрочки. Но важно помнить, что итоговая сумма подобной неустойки не может превысить саму страховую премии по ОСАГО.

Чтобы подсчитать период просрочки, понадобится взять дату подачи заявления о досрочном прекращении действия договора по ОСАГО, от следующего дня отсчитать 14 календарных дней. Если за это время страховая организация не перечислила денег, со следующих суток можно начислять неустойку.

Капать она будет до того момента, пока не произойдет возврат денег включительно или по дату, согласно решению суда. Также можно потребовать возмещение причиненных убытков морального характера, связанных с необходимостью обращения в суд.

Приведем конкретный пример. При гибели ТС при ДТП водитель обратился к страховщику с бумагой о расторжении договора ОСАГО. Произошло это 01.06.2015 г. Полис стоил 6 600 рублей.

С 02.06.2015 отсчитайте 14 календарных дней — до 15.06.2015 г. включительно страховщик должен возвратить часть страхпремии. Он вернул денежные средства 16.07.2015 г. Период просрочки: 16.06.2015 — 16.07.2015, 31 сутки.

Неустойка = 6600 рублей х1% х31 суток = 66 рублей * 31 суток = 2 046 рублей.

Неустойка: важные нюансы по ОСАГО

При возмещении премиальных по ОСАГО, взыскании финансовой санкции по решению суда, важно помнить про следующие моменты:

  1. Общая сумма штрафных пострадавшего-«физика» не может превысить максимальное значение страховой суммы по конкретному направлению ущерба.
    Так, выплачивается не более 500 000 рос. рублей при нанесению вреда здоровью водителя, пассажиров машины при ДТП и 400 000 рос. рублей, когда пострадало имущество.
  2. Когда СК допускает сразу несколько нарушений, ее можно заставить выплатить неустойку и финсанкцию по каждому нарушению.
  3. Снизить размеры финсанкции, штрафных можно путем обращения в суд страховщиком при исключительных условиях.
    К примеру, когда штрафные суммы несоразмерны следствию невыполнения обязательств.
  4. Штрафные санкции используют для материализации компенсаций с РСА.
  5. Страховая организация обязана уплатить штраф, если решение суда это постановило.
    Даже если она погасила все требования заявителя.
  6. Штрафные меры пресечения допустимо применять к страховщику в пользу каждого пострадавшего, с которым он поступил неправомерно.

Порядок выплаты

страховые выплаты
Особенности получения выплаты по страховому полису.

Следуя закону, перед инициированием судебного разбирательства, стоит написать бумагу для СК, изложив суть требований о взыскании для мирного урегулирования спорного момента.

Клиент направляет заявление на имя СК, сообщив о наступлении страхового случая, необходимости выплатить положенный ущерб. Последующие 20 дней страховая организация рассматривает поступившее заявление, готовит решение по нему: полагается ли клиенту компенсационная выплата или существуют веские основания для отказа.

Когда ответа в установленный срок нет, автовладельцу требуется написать претензию с указанием суммы страховой компенсации, размера актуальной пени.

Передавайте документ страховщику лично, потребовав расписаться и засвидетельствовать факт получения. Также можно отправить претензию заказным письмом почтой с уведомлением, но такое решение несколько затянет процесс.

Если требования клиента, описанные претензией, не будут выполнены через 5 дней с момента​ получения пакета документов, автовладелец имеет право для обращения в суд.

При подготовке к суду важно написать два заявления:

  • чтобы взыскать компенсацию;
  • для получения суммы-неустойки.

Рассматриваются документы одним судебным процессом, но отдельно.

Отобразите заявлением условия аварии, сведения про участников дела, размеры расходов, неустойки. Также стоит указать дополнительные материальные затраты, которые потребовались для решения ситуации: юридические консультации, оплата услуг почты, т.п.

Подчеркните дату, когда СК получила претензию, когда было составлено заявление, подпишите документ и добавьте к нему перечень прилагаемых бумаг. Далее, нужно решение суда, чтобы стать обладателем средств наличкой/безналом.

Выводы

При нарушении со стороны СК своих обязательств по полису ОСАГО, его владелец имеет право получить компенсацию, неустойку, пеню. Для этого стоит вооружиться помощью профессионального юриста.

Ссылка на основную публикацию
Что значит финансовая санкция по страховому полису ОСАГО?
Автострахование, разрешение ДТП на дорогах