Бесплатная помощь юриста:
8 (800) 500-27-29 доб 171 - Федеральный номер
+7 (499) 653-60-72 доб 324 - Москва и МО
+7 (812) 426-14-07 доб 633 - Санкт-Петербург и ЛО

Все, что вы хотели знать, о досудебном урегулировании споров по ОСАГО

Все, что вы хотели знать, о досудебном урегулировании споров по ОСАГО

При заключении договора ОСАГО между автолюбителем и страховой фирмой возникают деловые и финансовые отношения. Каждая сторона наделяется правами и приобретает обязанности, которые прописаны в договоре.

Но, к сожалению, нередко при наступлении страхового случая компании стараются занизить сумму выплаты либо вовсе в ней отказать. Чтобы отстоять свои права водителю обязательно нужно пройти процедуру досудебного урегулирования. Мы рассмотрим, как готовится досудебная претензия по ОСАГО.

Содержание:

Обязательно ли проводить досудебное урегулирование споров по ОСАГО

отказ по страховому случаю
Отказ страховой компании в выплате компенсации.

В октябре 2015 года в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности было внесено ряд изменений. Среди них важное место занимает норма, об обязательном проведении досудебного урегулирования споров, касающихся полисов ОСАГО. Это было сделано для того, чтобы разгрузить суды от дел, которые стороны конфликта могут решить самостоятельно.

Досудебное урегулирование предусмотрено, когда автолюбитель не согласен с размером выплаченной ему компенсации по страховому случаю либо страховщик затягивает с выплатами или вовсе отказывается их выплачивать.

В таких случаях, потерпевшему в ДТП водителю нужно писать претензию в страховую компанию, которая занизила страховые суммы или отказала в выплатах.

Если досудебная претензия в страховую компанию о выплате компенсации причиненного в результате ДТП ущерба по полису ОСАГО не была направлена, то суд вернет исковое заявление потерпевшего водителя либо не будет его рассматривать.

На сухом юридическом языке отказ будет звучать, как безосновательно поданный иск. Мы объясним отказ человеческим всем понятным языком.

Мнение эксперта
Сергей Александрович
Независимый эксперт в сфере оценки после ДТП, юрист в автоправе со стажем.
Получить бесплатную помощь!
Было нарушено предусмотренную законом процедуру рассмотрения дел, касающихся урегулирования споров о сумме страховых выплат по полису ОСАГО. Сначала нужно подать письменную претензию страховщику. Только в том случае, когда спор между автолюбителем и страховой компанией не удалось решить самостоятельно, то можно обращаться в суд. Пропустить стадию, досудебного разрешения конфликтной ситуации, не получится.

Что собой представляет досудебная претензия

Претензией называется письменный документ, который составляется в виде письма-обращения для урегулирования возникшей спорной ситуации.

В нём одна сторона выдвигает и обосновывает своё несогласие с действием другой стороны, которой и направляет документ. Существуют общие правила составления досудебной претензии.

Автолюбители в основном выдвигают страховым фирмам претензии по заниженной выплате компенсаций ущерба, причиненного во время дорожных происшествий. Также претензия может касаться полученного от страховщика отказа возместить материальный вред, полученный в результате автомобильной аварии.

Писать досудебную претензию может только собственник поврежденного при ДТП транспортного средства либо другой человек, на которого оформлена доверенность.

Если обращение будет написано родственниками или другими людьми, не имеющих нотариально заверенной доверенности, то страховая фирма имеет законное право отказать в удовлетворении выдвинутых претензий. Второй немаловажный момент – это подача досудебной претензии по страховым выплатам по автостраховке ОСАГО в предусмотренные сроки.

Как должно выглядеть обращение

образец досудебной претензии
Досудебная претензия: пример.

В Интернете можно без труда найти не один пример составленной досудебной претензии. Но следует знать, что единой унифицированной формы этого документа не существует. Хотя, некоторые страховые фирмы разрабатывают для страхования ОСАГО бланк претензии. Образцы его заполнения размещены на их сайтах.

Письмо-претензия составляется в свободной форме, но исключительно деловым стилем.

Главная часть документа, несомненно, выдвигаемые к страховщику требования:

  1. Доплатить недостающую сумму страховых выплат. Она рассчитывается как разница между суммой, полученной в результате проведенной независимой экспертизы поврежденного автомобиля и суммой, выплаченной страховщиком компенсации.
  2. Оплатить проведение независимой экспертизы.

Кроме изложенных требований в обращении должна быть указана вся необходимая информация для рассмотрения возникшего спора. Очень важно указать дату составления документа. Ведь для подачи досудебной претензии по ОСАГО предусмотрен конкретный срок.

Примерная структура документа

как составить досудебную претензию
Структура досудебной претензии.

Обязательными пунктами документа являются:

  1. Полное название страховой фирмы, а также её почтовый адрес.
  2. Личные данные потерпевшего в ДТП водителя, адрес его фактического проживания либо прописки, номера мобильного и домашнего телефонов.
  3. Номер выплатного дела.
  4. Короткая информация об автоаварии: когда и где произошло, какие машины столкнулись, личные данные виновника автоаварии, данные полисов ОСАГО обоих участников столкновения.
  5. Сумма страховых выплат, перечисленных страховой фирмой.
  6. Дата обращения в организацию, проводящую независимую экспертизу и её полное название.
  7. Номер и дата составления отчёта независимой экспертизы и указанная в нём сумма денег для выполнения полного восстановительного ремонта, с учётом износа деталей машины.
  8. Перечень документов, прилагаемых к претензии.
  9. Дата составления документа.

Необходимо указать, через какой период времени будет передано дело в суд, при отсутствии ответа от страховщика.

Также, следует сообщить, что вы собираетесь воспользоваться своим законным правом требовать уплату неустойки за просрочку страховой выплаты, а также штраф за невыполнение в добровольном порядке требований потерпевшего водителя, несмотря на наличие полиса ОСАГО.

Пакет документов, которые следует прикрепить к претензии

Мы подробно рассмотрели, как правильно написать претензию, а теперь остановимся на том, какие документы необходимо к ней приложить.

Основная задача дополнительной документации – помочь разъяснить обстоятельства дорожного происшествия и подтвердить обоснованность требований увеличения размера страховых выплат на полное восстановление машины потерпевшего автомобилиста.
документы для получения выплат по страховому полису
Образец акта о страховом случае.

Для получения страховщиком максимально полной информации, позволяющей провести объективное досудебное разбирательство возникшего спора, следует приложить такой пакет документов:

  1. Копия паспорта человека, подающего претензию. Если заявитель действует по доверенности, то кроме своего паспорта потребуется копия паспорта автовладельца и копия доверенности.
  2. Копия свидетельства о регистрации автомобиля, для подтверждения собственника авто.
  3. Копия или фотография полиса обязательного страхования виновника ДТП. Ведь именно по этому документу потерпевшая сторона обращаетесь за получением компенсации ущерба, причиненного её имуществу.
  4. Копии документов, оформленных на месте аварии сотрудниками ГИБДД, если их вызывали.
  5. При самостоятельном оформлении происшествия копию извещения о ДТП.
  6. Копия акта осмотра поврежденной машины страховщиком после аварии.
  7. Копия телеграммы, которой виновник столкновения и его страховщик приглашались на проведение независимой экспертизы, поврежденного при столкновении автотранспорта.
  8. Копии почтовых уведомлений о получении адресатами телеграмм.
  9. Копии квитанций и чеков об оплате дополнительных услуг автоюриста, работников, проводивших эвакуацию авто с места аварии, независимых экспертов и др.
  10. Заключение независимой экспертизы и отчеты эксперта.

Прилагаемые к данной претензии документы, должны подтверждать факты в ней изложенные. Чем больше документов предоставит автолюбитель, тем проще и быстрее страховщик сможет разрешить возникший спор и не придётся обращаться в суд.

Как подается претензия

Досудебную претензию нужно подавать тому же страховщику, кому писали заявление о страховой выплате. Очень важно правильно указать её реквизиты. Довольно часто автомобилистов интересует вопрос, как лучше подать претензию.

Порядок досудебного урегулирования споров предусматривает три способа:

  1. Отправить заказным письмом с уведомлением о вручении.
  2. Оформить курьерскую доставку.
  3. Отнести в канцелярию лично.
В третьем случае необходимо, чтобы выдали на руки письменное подтверждение, того что претензия принята. Очень часто существует практика, что на ксерокопии обращения сотрудник ставит штамп о принятии документа, в графы которого вписывает дату, свои инициалы и фамилию, а также ставит личную подпись.
Мнение эксперта
Наталья Алексеевна
Когда у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, то процедура составления досудебной претензии идентична, только она адресуется ему либо в правоохранительные органы. Если у страховой фирмы забрали лицензию или она обанкротилась, то претензия направляется в Российский Союз Автостраховщиков.

Каких сроков необходимо придерживаться

пример документа
Претензия о доплате страхового возмещения по ОСАГО.

Для подачи в страховую компанию досудебной претензии по ОСАГО, как впрочем, и любой другой жалобы, предусмотрены конкретные сроки.

Автолюбитель направляет претензию после того:

  • как пройдёт 20-ти дневный срок, с момента подачи в страховую фирму заявления на получение страховых выплат;
  • компенсация получена в заниженном размере;
  • страховщик отказывает в выплате компенсации ущерба.

Первый вариант самый распространённый. Претензия отправляется на следующий день после завершения 20-и дневного срока, который включает только рабочие дни, соответственно, не учитываются не только выходные, но и нерабочие праздничные дни.

Процедурой досудебного урегулирования споров о выплате страховок по системе ОСАГО ограничено срок рассмотрения претензии страховщиками.

Страховая фирма должна рассмотреть полученную претензию на протяжении 5-и рабочих дней и принять по ней решение. Если страховщик решает не выполнять требования претензии, то он должен направит автолюбителю письменный ответ.

Итог

Действующим законодательством предусмотрено обязательное урегулирование споров по выплатам страховок ОСАГО до суда. Потерпевший в ДТП автомобилист подаёт досудебную претензию в страховую фирму, оформившую полис гражданской ответственности виновника аварии. Претензионное обращение должно включать в себя всю предусмотренную правилами информацию и подкрепляться пакетом документов.

У претензии свободная форма письма-обращения. Процедурой досудебного урегулирования споров установлены сроки подачи и рассмотрения претензии, а также отправки страховщиком ответа автолюбителю, и перечисления требуемой суммы компенсационных выплат. Удачи на дорогах!

Ссылка на основную публикацию
Все, что вы хотели знать, о досудебном урегулировании споров по ОСАГО
Автострахование, разрешение ДТП на дорогах