Эксплуатация грузового автомобиля несколько отличается от легкового. Среди основных отличий важным аспектом является контроль перегруза автомобиля.
Тяжелые транспортные средства, не соблюдая правил перевозки груза с точки зрения перегруза, в значительной степени повреждают покрытие дорожного полотна и, следовательно, подвергают опасности других участников дорожного движения.
Именно поэтому сотрудники дорожной полиции тщательно проверяют груженные ТС на предмет перегруза, а нарушителей за несоблюдение требований эксплуатации подобного транспорта, ожидает штраф за перегруз.
Содержание:
Весовой контроль грузового транспорта
Прежде чем говорить о штрафах за перегруз машины, разберемся, по какому принципу осуществляется весовой контроль.
В России процедура проверки массы грузовых и легковых транспортных средств подразумевает использование одного из двух методов:
- динамический;
- статический.
В первом случае удается взвесить авто без его остановки – автомобиль передвигается с невысокой скоростью, до 5 км/ч, по специально разработанных датчиках.
Правда, этот вариант характеризуется невысокой точностью, правильнее было бы сказать, очень большой погрешностью – до 3%. Казалось бы, что это крохи, но в случае тяжеловесного грузовика речь идет о сотнях килограмм.
Взвешивание неподвижных грузовых транспортных средств, так называемый статический метод, с высокой точностью определяет массу автомобиля вместе с его грузом.
При обоих методах весового контроля определяется масса ТС и нагрузка, приходящаяся на оси авто.
Допустимый вес
Существуют различные категории трасс, «А» и «Б», дорожное покрытие которых предназначено для определенных видов транспортных средств.
Так, категории «А» разрешается перемещение по трассам 1, 2, 3 – обычные дороги, по предназначению не относящиеся к скоростным, содержащие до 4-х полос движения в каждом направлении. Для ТС категории «Б» предназначены любые автодороги – скоростные и автомагистрали.
Согласно регламенту КоАП, обозначена норма нагрузки на оси для категорий ТС «А» и «Б», зависящая от межосевого расстояния:
- Для ТС группы «А»:
- межосевое расстояние > 2 метров – 10 т.;
- < 2 метров – 9 т.;
- < 1,65 метра – 8 т.;
- < 1,35 метра – 7 т.;
- < 1 метра – 6 т.
- Для ТС группы «Б»:
- межосевое расстояние > 2 метров – 6 т.;
- < 2 метров – 5,7 т.;
- < 1,65 метра – 5,5 т.;
- < 1,35 метра – 5 т.;
- < 1 метра – 4,5 т.
Кем контролируется перемещение грузовых ТС в соответствии с регламентом?
За соблюдением правил транспортировки перевозимых грузов следят сотрудники дорожной полиции, умеющие работать с контрольной техникой и имеющие полномочия составлять протоколы об административных правонарушениях в случае несоблюдения предписаний КоАП и отправлять ТС на специализированные штрафные стоянки до оплаты штрафных взысканий.
Спецразрешение для грузоперевозящих ТС выдается сотрудниками органов исполнительной власти или же подведомственными таковым организациями. Также разрешение на перевозку опасных и тяжелых грузов выдается собственниками дорог, по которым перемещается данный автомобиль.
Получением данного разрешающего документа занимается грузоотправитель. В случае, когда получение специального разрешения на перемещение по определенной дороге является обязательным или водитель отклонился от заранее согласованного маршрута в данном документе, он также будет нести наказание в виде административного штрафа.
Помимо этого, масса перевозимого груза должна соответствовать прописанной в товарно-накладной документации. Если в маршрутном листе указан вес, не превышающий допустимой нормы, а по факту определяется перегруз, то сотрудник дорожной инспекции составляет протокол и назначает штраф.
И за все это страдает водитель транспортного средства. Причем в большинстве случаев на его плечи ложится и погашение этого самого штрафа. Правда, крупные компании всегда оформляют соответствующую документацию и не отклоняются от данных указанных в ней, а случае перегруза все платежные обязательства ложатся на плечи руководства.
Последствия перегруза автомобиля
Перевозки грузов автомобильным транспортном контролируются дорожными инспекторами и сотрудниками ведомственных организаций, умеющих пользоваться соответствующим оборудованием и имеющих полномочия для выписки штрафа и конфискации авто до выплаты всех штрафных начислений.
Вопрос в другом, чем же опасен перегруз грузоперевозимого транспортного средства? Почему же этому вопросу уделяется так много внимания и, при несоблюдении требований КоАП, полагается штраф за перегруз?
С точки зрения ПДД существует несколько факторов, подтверждающие необходимость проведения весового контроля и соответствия его нормативам:
- разбивание покрытия дорожного полотна;
- снижение безопасности дорожного движения;
- увеличение вероятности наступления аварийных ситуаций на мостах, подмостках и старых конструкций подобного типа;
- удлинение тормозного пути, что в случае наступления предаварийной ситуации может спровоцировать дорожное происшествие с тяжелыми последствиями в виду большого веса машины.
Тут же стоит отметить: тормозной путь увеличивается за счет инерции груза и создает большую вероятность для заноса транспортного средства, что неизбежно в условиях дождливой погоды и гололедицы.
В том случае, когда перевозимый груз некрепко и ненадежно закреплен и «ходит» по багажнику, то риск опасности опрокидывания автомобиля и, как следствие, дорожного происшествия, очень сильно возрастает.
Какие размеры штрафов за перегруз?
Итак, мы уже с вами выяснили, что за несоблюдение регламента КоАП касаемо несоответствия массы перевозимого груза с нормами или отклонениями их от указанных в документации цифр, предусматривается штраф за перегруз автомобиля.
Кто выписывает штраф за перегруз? В первую очередь стоит сказать, что размер штрафа регламентируется Административным кодексом, в частности, статьей 12, пунктом 21. Ну а то, сколько обязан заплатить за несоблюдение данного правила правонарушитель, решает сотрудник дорожной инспекции, полагаясь на законодательный документ.
Какие штрафы за перегруз грузового автомобиля? Если разрешенная масса ТС была превышена на 2-10%, и при этом у данного автомобиля отсутствует специальное разрешение, то размер штрафного взыскания составит:
- с водителей – 1500 рублей;
- с должностных лиц – 15000 рублей;
- с юридических лиц – до 150000 рублей.
За перегруз, превышающий положенную норму на 10-20%, размер штрафных санкций составит:
- с водителей – 4000 рублей;
- с должностных лиц – 30000 рублей;
- с юридических лиц – до 300000 рублей.
В случае превышения граничных значений на 20-50% от указанной нормы, согласно регламенту, нарушителей могут наказать на:
- сидящего за рулем автомобилиста – 10000 рублей либо лишение водительского удостоверения на срок до 4 месяцев;
- должностное лицо – не более 40000 рублей;
- организации, занимающиеся оформлением документации на данное грузовое ТС – до 400000 рублей.
В случае превышения значений на 10-20%, указанных в специальном разрешении, нарушитель заплатить штраф в размере:
- водитель – 3500 рублей;
- должностное лицо – 25000 рублей;
- юридическое лицо – 250000 рублей.
За перегруз по спецразрешению на 20-50% указанные выше категории лиц будут вынуждены оплатить штраф, превышающий в размере в два раза предыдущего.
Также, помимо самих штрафных санкций за несоблюдение норм по весу, разрешенному к перевозке, предусмотренные в КоАП, есть и другие. Так, само грузовое транспортное средство может быть задержано и отправлено на штрафстоянку до момента, пока штраф не будет полностью погашен, а причина задержания устранена.
Кроме этого, при обнаружении факта, что автомобиль следовал с превышением весовой нормы по автомобильной трассе, оснащенной специальными дорожными знаками с указанием предельных масс, допускаемых к перевозке на данной дороге, правонарушитель понесет наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Можно ли оспорить наказание?
Теперь разберемся, есть ли возможность у водителя грузовика или у компании, предоставляющей подобные услуги, обжаловать выписанный протокол об административном правонарушении.
Обжаловать в нашей стране можно все, поскольку каждый из нас, и компании в частности не исключение, имеет право на соблюдение всех гарантированных Конституцией прав и свобод.
Если собственник авто, водитель или любое другое лицо, имеющее непосредственное отношение к оштрафованному тяжеловесу, считает, что ему неправомерно выписали штраф за перегруз ТС, то он, прибегнув в помощи автоюристов, адвокатов, может спокойно подать жалобу на повторное рассмотрение дела.
Однако, не все так красочно, как кажется на самом деле. Уже на консультации у адвоката можно понять, что спорить с государственными органами в вопросе, касающемся перегруза авто, очень и очень сложная процедура.
Причем сложнее всего оспорить штрафные санкции, выписанные по отношению к юридическому лицу. С водителем все гораздо проще, и даже в таком случае необходимо найти вескую причину, позволяющую написать законодательно верный отказ от уплаты задолженности.
По факту, существует немало причин и вариантов, как доказать отсутствие вины.
К самым распространенным причинам отказа от возложенных штрафных обязательств относятся:
- предоставление внутренней документации организации, подтверждающей факт взвешивания автомобиля перед отправкой по маршруту;
- справки, показания свидетелей, экспертные данные, указывающие на некорректную работу весового оборудования на станции контроля;
- нарушение правил заполнения протокола со стороны сотрудников дорожной полиции;
- несоблюдение порядка действий инспектора, оформляющего протокол;
- непротокольное поведение сотрудника ГИБДД во время проведения процедуры взвешивания транспортного средства, с доказательной базой в виде свидетельских показаний;
- иные важные факты, о которых вам расскажет сотрудник юридической фирмы, рассматривая конкретно ваш случай.
Как было сказано ранее, процедура оспаривания штрафных санкций в вопросе, касающемся перегруза автомобиля, будь то легкового или грузового, достаточно сложная. С положительным результатом из суда выходят далеко не все заявители.
А посему, с адвокатом лучше договориться об оплате его услуг только в случае успешного завершения судопроизводства. Зачастую выгоднее просто оплатить штраф согласно составленному акту о правонарушении, ведь услуги толкового адвоката будут стоить недешево.
Потому чаще всего автомобилисты попросту погашают задолженность по штрафному начислению и не идут в суд с целью установления справедливости. По крайней мере, сегодняшняя система построена таким образом, что данный вариант для всех оказывается наиболее рациональным.
Итог
Резюмируя все вышесказанное, подведем небольшой итог:
- Есть два вида контрольного взвешивания автомобилей – статический и динамический. Первый являет собой взвешивание на стационарных контрольных пунктах, а второй реализуется путем передвижения ТС со скоростью до 5 км/ч по специальным датчикам.
- На провоз грузов по дорогам с определенными ограничениями по весу необходимо специальное разрешение.
- За отклонение от регламентируемых КоАП норм водителю авто/компании/юридическому лицо полагается штраф за перегруз грузового транспорта.
А случалось ли вам или вашим знакомым когда-нибудь получать протокол со штрафов за перегруз автомобиля?