Бесплатная помощь юриста:
8 (800) 500-27-29 доб 171 - Федеральный номер
+7 (499) 653-60-72 доб 324 - Москва и МО
+7 (812) 426-14-07 доб 633 - Санкт-Петербург и ЛО

Полный перечень категорий транспорта в водительских правах и Техническом регламенте

Полный перечень категорий транспорта в водительских правах и Техническом регламенте

Технический регламент таможенного союза о безопасности колесного транспорта действует в России давно, но далеко не все автомобилисты с ним знакомы. В этом нормативном документе применяются специальные категории автотранспорта.

При их помощи во время техосмотра будут определять характеристики автотранспорта. Какую категорию имеет каждое транспортное средство — это поможет лучше освоить новый параметр.

Содержание:

Какие есть классификации транспорта?

Определение транспортного средства дано во многих законах и нормативных документах. Мы остановимся на формулировке, сделанной в Главном документе всех участников автомобильного движения, – ПДД.

В пункте 1.2 написано, что транспортные средства – это устройства предназначенное перевозить по автодорогам граждан, различные грузы либо установленное оборудование.

Схема
Категории прав.

В документе не только написано, что называется автотранспортным средством, но описаны возможные его типы. Система ТС, описанных в ПДД, была сгруппирована в основные категории и подкатегории, открываемые автомобилистам в их водительских документах.

Автолюбители могут ездить на автотранспорте той подкатегории, которая открыта в их удостоверениях. В общей сложности их 16.

Если приобретенная машина требует открытия новой подкатегории, то прежде чем сесть за руль её необходимо открыть. Процедура предусматривает обучение в автошколе и сдачу экзаменов. Только приобретя необходимые знания и навыки, автомобилист сможет уверенно управлять другой подкатегорией автотранспорта.

Отличия классификации Техрегламента

Таблица
Общий порядок разработки и принятия технического регламента.

В Техническом регламенте в определении транспортных средств акцент сделан на категориях механических устройств, передвигающихся при помощи колес по автодорогам.

Они позволяют определять целый ряд характеристик автотранспорта, которые учитываются при проведении техосмотра.

Кроме того, они будет влиять на стоимость техобслуживания автотранспорта и размер начисляемого транспортного налога.

Подкатегории, открытые в водительских удостоверениях, должны отвечать категории автотранспорта по Техрегламенту. Поэтому, всем автолюбителям необходимо хорошо освоить обе классификации.

Также, необходимо поинтересоваться, к какой категории по Техрегламенту относится принадлежащий ему автомобиль, и не нужно ли открыть в своем главном водительском документе новую подкатегорию.

Какие подкатегории у мототранспорта?

Транспортные средства, относящиеся к мототранспорту, имеют категорию L. У каждого вида транспортного средства своя подкатегория.

Мы рассмотрим подробно, какие конкретно категории имеет то либо иное ТС:

  1. L1 – мопеды, скутера и другой мототранспорт, передвигающийся на двух колесах и развивающий скорость до 50 км/час.
    Если на транспорте установлен мотор внутреннего сгорания, то его рабочий объём не должен превышать 50 см3. Когда он работает на электродвигателе, то его максимальная мощность не должна превышать 4 кВт.
  2. L2 – мопеды, мотовелосипеды, скутера и другие виды мототранспорта с тремя колёсами, размещенными по-разному.
    Они имеют такие же характеристики, как предыдущая подкатегория: разгоняются до 50 км/ч, объём мотора до 50 см3, а мощность электродвигателя имеет граничный верхний предел 4 кВт.
  3. L3 – двухколесные мотоциклы и другой транспорт с теми же характеристиками, что предыдущая подкатегория.
  4. L4 – мотоциклы с коляской.
    Вид мототранспорта с 3 колесами, размещенными асимметрично к продольной линии. У него характеристики аналогичны подкатегории L2.
  5. L5 – мотоцикл с кузовом по центру.
    Такая конструкция передвигается на 3 колесах, размещенных симметрично к продольной плоскости, находящейся посредине.
  6. L6 – квадрициклы — ТС с 4 колесами, разгоняющееся до максимальной скорости 50 км/ч. Квадрициклы и квадроциклы – это разные виды автотранспорта.
    Масса квадрицикла без нагрузки не должна превышать 350 кг. Если квадрицикл работает на электродвигателе, то его мощность не должна превышать 4 кВт, а масса транспорта указывается без учета веса аккумуляторов. Объём двигателя внутреннего сгорания не должен превышать 50 см3, а при другом типе двигателя мощность должна быть выше 4 кВт.
  7. L 7 – мощные квадрициклы. Масса ненагруженного пассажирского транспорта должна вложиться до 400 кг, а грузового – до 550 кг.
    Мощность двигателя должна уложиться до 15 кВт.

Как видим, в Техрегламенте мототранспортное средство делится на разные категории не только в зависимости от максимального веса без нагрузки, скорости передвижения и мощности мотора, а также количества и расположения колес.

Как подразделяются грузовики?

Транспортные средства, используемые с целью перевозки различных грузов, входят в категорию N. Основной критерий выделения подкатегорий транспортного средства — допустимая максимальная масса по техническим документам.

Поэтому, по техническому регламенту на категории грузовое автотранспортное средство подразделяется по этому параметру.

Схема
Классы грузового транспорта.
Грузовики подразделяются на существующие подкатегории по единому параметру — максимальному весу.

Рассмотрим категории, которые имеют грузовые автотранспортные средства:

  1. N1 – граничная масса не должна превышать 3,5 т.
  2. N2 – масса находится в пределах от 3,5 до 12 тонн.
  3. N3 – масса по технической документации более 12 т.

Транспорт, перевозящий пассажиров

Транспортные средства, используемые с целью перевозки граждан, включают легковые машины, микроавтобусы, автобусы и троллейбусы. Независимо от вида частного или общественного транспортного средства они относятся к категории М.

Рассмотрим, по каким характеристикам внутри категории пассажирское автотранспортное средство, относится к разным подкатегориям:

  1. М1 — легковые машины.
    Главный критерий подкатегории — количество мест, предназначенных пассажирам. Их монтируют не более 8, кроме водительского места.
  2. М2 — микроавтобусы и другие виды транспорта, предназначенные перевозить граждан, весящие не более 5 тонн.
    Максимальное количество мест, предназначенных пассажирам — 8.
  3. М3 — автобусы и троллейбусы, чей вес превышает 5 т.
    В них расположено водительское место и более 8 пассажирских мест.
Прицепы
Классификация прицепов.

В эту категорию входят очень разные виды автотранспорта. Их объединяет то, что в них можно перевозить людей.

Подразделение на подкатегории сделали по количеству мест для людей и граничной массе транспорта.

Прицепы — отдельная категория по техрегламенту

Прицепы, присоединяемые к транспорту категорий L, N и М, выделяются в категорию О.

Проанализируем, как она подразделяется на подкатегории:

  1. О1 – максимальный допустимый вес 0,75 тонн и меньше.
  2. О2 – граничная масса находится в пределах свыше 0,75 т, но не более 3,5 т.
  3. О3 – максимальный вес ограничен таким образом: больше 3,5 т, но меньше и на уровне 10 т.
  4. О4 – весящие свыше 10 т.

Полуприцепы и прицепы подразделяются на подкатегории исключительно по максимальному весу, указанному в их технических документах.

Категории и подкатегории, водительских прав

По действующему законодательству на обратной стороне главного водительского документа обозначено 16 категорий и подкатегорий. Поскольку, некоторых подкатегорий раньше не было, то не лишним будет еще раз проанализировать весь перечень подкатегорий и категорий.

В правах есть 5 основных категорий автотранспорта: А, В, С, D и М. Все кроме последнего подразделяются на подкатегории, обозначаемы цифрой 1 – А1, В1, С1 и D1. Главное отличие нового закона, касающегося безопасности автодорожного движения – отмена категории Е, дававшей право автомобилисту ездить с прицепом.

Вместо неё ввели 5 специальных подкатегорий: ВЕ, СЕ, С1Е, DЕ и D1Е. Таким образом, в зависимости от того к какому автотранспорту автолюбитель собирается присоединять полуприцеп и прицеп такую подкатегорию ему следует открывать.

Езда с удостоверением с неоткрытой необходимой категорией, приравнивается к ситуации, когда автолюбитель сел за руль, не имея при себе водительского документа
Таблица
Категории и подкатегории, водительских прав.

Правонарушение считается очень серьёзным и наказывается комплексом санкций:

  • автомобилиста сразу после обнаружения нарушения отстраняют от вождения;
  • на него накладывают админштраф в размере от 5 до 15 тыс. рублей;
  • транспорт задерживают и на эвакуаторе доставляют на хранение на штрафплощадку.

За услуги эвакуатора и каждый день хранения автотранспорта на спецплощадке придется расплатиться нарушителю. С учетом довольно крупного размера админштрафа, он будет довольно серьёзно наказан в финансовом плане.

Кроме того, до того момента пока не заберет свою ласточку со штрафплощадки он становится пешеходом, передвигающимся на общественном транспорте либо такси.

Полный перечень

Мы рассмотрим все категории и их подкатегории, открываемые автолюбителям в удостоверении:

  1. М – позволяет ездить на мопедах и легких квадрициклах.
    Этими видами автотранспорта могут управлять автолюбители с открытой любой категорией, даже при отсутствии категории М.
  2. А – дает право ездить на различных видах мотоциклов, в том числе с присоединенной коляской, а также на трехколесном и четырёхколесном транспорте с максимальной массой, не превышающей 400 кг.
  3. А1 – езда только на легких мотоциклах.
    Поэтому подкатегорию открывают 16-летним молодым людям. У мотоцикла небольшой объём двигателя – 125 см3 и меньше, максимальная мощность не выше 11 кВт.
  4. В – позволяет управлять легковыми машинами, джипами, микроавтобусами и небольшими грузовиками с максимальной массой до 3,5 т, а количество мест, предназначенных пассажирам не более 8.
    Можно управлять автомобилем с прицепом в двух случаях: во-первых, прицеп весит не более 750 кг, а во-вторых, максимальная масса прицепа больше 750 кг, но не превышает массу ненагруженной машины и при этом, масса состава меньше 3,5 т. Прицепы с массой, не превышающей 750 кг называются легким, а все остальные тяжелыми.
  5. ВЕ – необходима, чтобы ездить на транспорте категории В с присоединенным тяжелым прицепом.
  6. В1 – управление трициклами и квадрициклами.
  7. С – вождение всех грузовых машин, начиная от массы 3,5 т, а также с присоединенным легким прицепом.
  8. СЕ – езда на грузовиках с присоединенным тяжелым прицепом.
  9. С1 – позволяет ездить на средних грузовиках, чей максимальный вес находится в пределах от 3,5 до 7,5 тонн.
    К ним можно присоединять легкие прицепы.
  10. С1Е – позволяет водить грузовые машины средней категории с тяжелыми прицепами.
  11. D – даёт возможность работать водителем микроавтобусов, с количеством пассажирских мест свыше 8, и автобусов, в том числе сцепленных с легкими прицепами.
  12. DЕ – вождение сочлененных автобусов и буксировка тяжелых прицепов.
  13. D1 – езда на небольших автобусах с количеством пассажирских мест от 9 до 16.
    Возможно сцепление с легким прицепом.
  14. D1Е – управление небольшими автобусами, буксирующими тяжелый прицеп, при условии, что вес состава не больше чем 12 т.
  15. Тm – дают право управлять трамваями.
  16. Тb – позволяют водить троллейбусы.
Мнение эксперта
Наталья Алексеевна
Последние две категории появились в последней версии закона. До внесения изменений в законодательство, право управлять этими видами общественного транспорта фиксировалось в графе удостоверения, предназначенной фиксировать особые отметки.

Как соотносятся категории?

Как мы уже писали, подкатегории и категория, открытые в водительских правах, должны отвечать той категории, которую имеет автотранспортное средство по Техническому регламенту Таможенного союза.

Поэтому, автомобилистам необходима классификация автотранспортных средств по категориям, которую мы подробно выше рассмотрели. Она опубликована в первом приложении Техрегламента.

Важно знать, какие транспортные средства вы собираетесь водить, чтобы своевременно открыть в удостоверении необходимую категорию. Лучше запомнить информацию поможет следующая шпаргалка:

Категория ТС по Техрегламенту Категория водительского удостоверения
L1- L2 М
L3- L5 А и А1
L6- L7 В1
N1 В
N2- N3 С
М1 В
М2- М3 D
О1 подкатегория Е не нужна
О2- О4 необходима подкатегория Е, соответствующей категории

Подводные камни рассматриваемого вопроса

Среди всех категорий, открываемых в главном документе автомобилиста, особого внимания к себе требуют категории D и Е. Сначала остановимся на первой категории.

Документ
Права категории категории D и Е.

Не все автомобилисты знают, что минивэны по категории количества мест для граждан, кроме водительского места, причисляются к автобусам небольшого размера. В них может находиться от 9 до 16 мест для пассажиров.

Поэтому, приобретая минивэн, недостаточно иметь права с категорией D. Следует заранее побеспокоиться и открыть подкатегорию D1.

Иначе к вам применят санкции за езду без необходимой категории, а они довольно весомо бьют по кошельку и отнимают много времени на возвращение своей машинки из охраняемой территории штрафплощадки.

Единственное исключение из правил – вы ученик, а рядом сидит инструктор, у которого полный порядок с документами.

Довольно спорные ситуации возникают, когда автовладелец демонтирует часть мест, предназначенных перевозить граждан, чтобы освободить пространство с целью перевозки товаров, продукции либо других грузов.

В таких случаях, по факту в транспорте может быть пассажирских мест меньше 8 и категория D не нужна. Но инспектор ГИБДД будет смотреть документы на авто. Во время прохождения техосмотра, с целью получения диагностической карты, устанавливается классификация автотранспорта.

Когда его причислят к легковому автомобилю, то категория D не потребуется, а если к автобусу, то без неё садится за руль ласточки незаконно. Последуют санкции за нарушение законодательства.

Если в документах не написано количество мест, предназначенных пассажирам, то можно ездить без категории D, а в случае выписанного штрафа обжаловать в судебном порядке. Есть немало прецедентов положительных для автомобилиста вердиктов.

Что надо знать о категории Е?

Если вы пользуетесь правами, в которых была открыта такая категория, то можете обратиться в Госавтоинспекцию и перенести её в новые права соответствующей подкатегорией.

Ведь за отсутствие подкатегории с буквой Е будет наложен админштраф, как за отсутствие любой другой категории или подкатегории – 5-15 тыс. рубл.

Мнение эксперта
Сергей Александрович
Независимый эксперт в сфере оценки после ДТП, юрист в автоправе со стажем.
Получить бесплатную помощь!
По действующему законодательству категория Е из нового образца удостоверения исчезла.

Кроме того автомобиль отправят на штрафплощадку. Автолюбителю-нарушителю придется оплачивать погрузку на эвакуаторе автомобиля с прицепом, доставку их на штрафплощадку и хранение определенное количество часов или суток. Ведь забрать транспорт со штрафплощадки сможет человек, с открытой подкатегорией Е для конкретного вида автотранспорта.

Документ
Штраф за отсутствие категории E.

Это может сделать лично нарушитель после обучения в автошколе, либо друг или родственник с правами необходимой подкатегории.

Избежать лишних трат можно, оперативно вызвав на место задержания машинки автолюбителя с открытой необходимой подкатегорией и вписанного в автогражданку. При открытом полисе ОСАГО второе условие не актуально.

Если он успеет приехать до момента отправки эвакуатора, то инспектор ГИБДД обязан отпустить автомобиль. За руль автотранспорта должен сесть человек с правами с необходимой подкатегорией.

Так удастся не платить за услуги, предоставляемые эвакуатором и штрафплощадку, а выписанный штраф придётся оплатить.

Ваш друг должен отогнать автомобиль в гараж либо другое место, где хранится автотранспорт. Нарушитель сможет ездить с присоединенным тяжелым прицепом только после открытия подкатегории Е.

Чтобы присоединять к автотранспорту легкий прицеп нет необходимости открывать подкатегорию.Максимальная масса прицепа указана в технических документах. Автовладельцу обязательно следует знать, каким прицепом он владеет – легким или тяжелым.

В зависимости от этого ему либо не нужно открывать подкатегорию Е, либо потребуется пройти эту процедуру.

Итог

Каждое автомобильное средство имеет определенную категорию по классификации Техрегламента Таможенного союза. Садиться за руль транспортного средства можно только, когда в удостоверении открыта необходимая категория.

Всем автолюбителям важно знать, какие категории Технического регламента отвечают категориям водительских прав, чтобы своевременно их открывать, приобретая новое средство передвижения.

Такие знания позволят не давать ключи от своей ласточки человеку, у которого в водительском документе не открыта необходимая подкатегория. Только так можно избежать серьёзного наказания за езду без открытой требуемой категории. Удачи на дорогах!

Ссылка на основную публикацию
Полный перечень категорий транспорта в водительских правах и Техническом регламенте
Автострахование, разрешение ДТП на дорогах