В 21 веке вопрос заботы об окружающем мире вышел на передний план. Для сохранения здоровой экологической обстановки большинство стран мира стало вводить определенные ограничения на количество выбросов вредных веществ в атмосферу.
С целью минимизации выпуска тяжелых металлов и других продуктов переработки топлива при работе двигателя внутреннего сгорания в личных автомобилях, правительствами большинства развитых стран было принято решение ввести в обиход понятие экологический класс машины.
Содержание:
Экологический класс авто: понятие и суть
Понятие экологический стандарт включает перечень требований к количеству выбрасываемых в атмосферу вредных веществ при работе двигателя внутреннего сгорания.
К веществам, существенно загрязняющим окружающую среду относят:
- угарный газ или CO;
- монооксид азота или NO;
- углеводороды, образующиеся при испарении топлива;
- сернистый газ или SO2;
- свинец или Pb;
- твердые мелкодисперсные вещества.
Критерии группировки авто по классам
Каждый автомобиль, поступающий на территорию России или стран Евросоюза, проходит обязательную сертификацию.
В процессе исследования специалисты проверяют:
- количество выделяемых транспортным средством вредных газов;
- наличие мелких частиц твердых веществ;
- наличие недогоревшего топлива в выхлопе автомобиля.
В большинстве случаев измерение параметров осуществляется при помощи специальной аппаратуры.
После получения всех диагностических сведений специалисты причисляют автомобиль к определенному экоклассу и делают соответствующую пометку в техническом паспорте.
Как узнать к какому экоклассу принадлежит транспортное средство?
Существует 3 основных метода, позволяющих четко определять экологический класс автомобиля:
- При помощи соответствующей записи в техническом паспорте транспортного средства.
- Используя таблицы Росстандарта.
- По уникальному номеру Вин через таблицы Росстандарта.
Проверка экокласса авто по ПТС
В паспорте транспортного средства имеются исчерпывающие сведения об автомобиле.
В большинстве сопроводительных бумаг к современным автомобилям в графе под номером 13 прописью указывается экологический класс.
Технические паспорта к устаревшим моделям транспортных средств могут не содержать подобные сведений. В редких случаях информацию о экоклассе старого авто можно найти в графе дополнительные отметки.
Проверка экокласса авто по таблице Росстандарта
В целях проверки поступающих на территорию Российской Федерации автомобилей специальное ведомство, занимающееся сертификацией машин, разработало таблицу, позволяющую узнать экологический класс транспортного средства.
Основными критериями, определяющими к какому экологическому классу принадлежит тот или иной автомобиль, являются:
- год выпуска;
- страная производитель.
Современная таблица Росстандарта выглядит следующим образом:
Страна-производитель ТС | Год выпуска автомобильного транспорта | |||
Распределение транспортных средств по экоклассам в зависимости от года выпуска | ||||
2 экокласс | 3 класс экологической безопасности | 4 класс экокласс | 5 класс экокласс | |
Страны европейского союза, бензиновый ДВС | 1997 – 2000 | 2001 – 2004 | 2005 | Октябрь 2009 |
Страны европейского союза, дизельный двигатель | 1997 – 2001 | 2002 – 2004 | 2005 | Октябрь 2009 |
Соединенные штаты | 1996 – 2000 | 2001 – 2003 | 2004 | — |
Япония | 1998 – 2004 | 2005 – 2010 | 2011 | — |
Китай | 2004 – 2007 | 2008 | 2011 | — |
Южная Корея | 2001 – 2002 | 2003 – 2005 | 2006 | — |
Украина, M категория авто | 2006 | 2010 | 2014 | — |
Украина, N категория авто | 2007 | 2010 | 2014 | — |
Беларусь | 2006 – 2007 | 2008 | 2014 | — |
Узбекистан | 2007 – 2009 | 2010 | 2012 | — |
Казахстан | 2006 – 2011 | 2012 | 2014 | — |
Россия | 2006 – 2007 | 2008 | 2013 | 2014 |
Турция | — | — | 2009 | — |
Иран | 2009 | — | — | — |
Автомобили, выпущенные до указанных в таблице годов, обладают экоклассом 1 или вовсе не могут быть классифицированы.
Получения сведений об экоклассе по VIN номеру
Многие владельцы автомобилей задаются вопросом, как определить экологический класс? Каждое транспортное средство в обязательном порядке имеет свой уникальный VIN номер.
Таблица с Вин кодом автомобиля, как правило, располагается в нескольких местах:
- на стойке водительской двери;
- под передним пассажирским креслом;
- под капотом.
Сервисная таблица содержит следующие сведения:
- страна производитель машина;
- модель автомобиля;
- вид кузова;
- тип двигателя;
- вид коробки переключения передач;
- отделение завода;
- порядковый номер экземпляра.
Описание действующих в настоящее время экоклассов
На текущий момент в России существует пять экологических классов транспортных средств:
Номер класса | Год внедрения в Европе и цель внедрения стандарта | Евро норма выбросов |
1 | 1992. Стандарт является базовым для расчета вредных веществ в выхлопных газах машин. Данная категория классификации затрагивает только бензиновые ДВС. | Экологический стандарт, присваивающийся автомобилям с таким количеством выбросов:
|
2 | 1995. Согласно стандарту Евро-2 производителя транспортных средств вынуждены были уменьшить выхлоп вредных газов в 3 раза. | Стандарту соответствуют ДВС с такими параметрами:
|
3 | 1999. Первый стандарт, затронувший дизельные моторы. | Евро 3 присваивается автомобилям с выбросами:
|
4 | 2005. Благодаря внедрению четвертого экостандарта количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу уменьшилось на 40% по сравнению с устаревшим 3 евространдартом. | Стандарту Евро 4 соответствуют авто с показателями:
|
5 | 2009. Максимальный стандарт в России, благодаря которому конструкторам отечественных авто пришло пересмотреть устройство большинства привычных силовых установок. | Евро 5 регламентируется такой уровень выброса вредных веществ в атмосферу:
|
Таблица экологических классов популярных машин
Большинство автомобилей можно распределить по экоклассами при помощи таблицы Росстандарта.
Приведем сведения о некоторых наиболее популярных модельных рядах автомобилей:
Марка авто | Год выпуска машины и какой экологический класс у транспортного средства | ||||
До 1996 | С 97 по 2000 | С 2001 по 2004 | С 2006 по 2010 | С 2010 по текущий момент | |
Лада или ВАЗ | — | — | Евро 1 | Евро 2 для моделей 2007 года, Евро 3 – для 2008 и 2009. | Евро 5 |
Renault, Peugeot, Porsche, Bentley, Bugatti, Skoda, Seat, Audi, Volkswagen, Lamborghini, BMV, Citroen, Ferrari, Jaguar, Volvo, Saab, Opel, Land Rover, Mercedes Benz, Lotus, Rolls Royce | Евро 1 | Евро 2 | Евро 3 | Евро 4 | Евро 5 |
Chevrolet, Ford, Cadillac, Chrysler, Dodge, Jeep, General Motors | Евро 1 | Евро 2 | Евро 3 до моделей 2004 года. Позже – Евро 4. | Евро 4 | Евро 5 |
Toyota, Honda, Nissan, Mazda, Mitsubishi, Subaru, Suzuki | Евро 1 | Евро 2 | Евро 2 | Евро 3 | Евро 3 для моделей 2010 и Евро 4 для более поздних. |
Kia, Hyundai, Daewoo | Евро 1 | Евро 1 | Евро 2 для моделей 2001 и 2002 годов. Позже – Евро 3. | Евро 4 | Евро 5 |
Штрафные санкции
С 2018 года в РФ вводится новая таблица, которая отвечает на вопрос как узнать экологический класс.
Согласно постановлению правительства от 2015 года регионы могут самостоятельно устанавливать нормы выхлопа в определенных местах. Такие участки городов можно отличить по наличию знака, обозначающего Грязный выхлоп.
Если водитель транспортного средства с низким экологическим классом передвигается по зоне ограничения, то ему придется оплатить штраф до 10 тысяч российских рублей.
Как изменить экологический класс транспортного средства?
Повысить экологический класс автомобиля, не соответствующего экологическим стандартам государства можно только при помощи полной модернизации топливной системы и двигателя внутреннего сгорания.
При этом владельцу придется установить:
- нейтрализаторы;
- фильтры вредных веществ;
- катализаторы.
Такие меры позволяют снизить уровень вредных выбросов в атмосферу и уменьшают расход топлива автомобиля.
Возможно ли повышение или понижение экокласса?
Современный автомобиль – это достаточно сложное устройство с множеством расходных комплектующих. Одним из наиболее важных элементов фильтрации вредных выхлопов в машине является катализатор.
Данный элемент устанавливается на все новые авто с 3 классом экологической безопасности и выше. Ресурс катализатора составляет порядка 200 тысяч километров, после чего следует произвести его замену, которая стоит десятки тысяч рублей.
В целях экономии большинство владельцев автомобилей в РФ устанавливаю специальные пламягасители, обманывающие встроенные в систему Лямбда-Зонды и снижающие класс экологической безопасности машины до 1 или 2. При этом, даже если подобная махинация со стороны водителя обнаружится, изменения в техпаспорте транспортного средства все равно не зафиксированы.
Для этого специалисты производят модернизацию следующих компонентов:
- электронная система управления силовой установкой;
- двигатель внутреннего сгорания.
Транспортный налог и экологический класс: есть ли зависимость?
Согласно новым законам 2019 года, единственной характеристикой влияющей на размер транспортного налога является мощность и объем двигателя внутреннего сгорания. В то же время, автомобили, работающие на электрическом типе двигателя, полностью освобождаются от оплаты транспортных сборов.
Не исключено, что в ближайшее время правительство усовершенствует налоговый кодекс и обяжет владельцев старых машин оплачивать дополнительный транспортный сбор за низкий экологический класс автомобиля.
Дума разрабатывает подобный законопроект на основе европейских законов, однако пока еще экостандарт никоим образом не влияет на размер транспортного налога.
Транспорт, в котором год выпуска не соответствует экостандарту
Допускается несоответствие параметров выбросов от года выпуска только для специальной техники, применяемой в строительных или спасательных работах.
Такие транспортные средства имеют другой вид паспорта с серьезными поблажками по части экологии.
Актуальность экологических стандартов
Актуальным экостандартном на территории Российской Федерации на текущий момент является Евро-5. Данный стандарт обязывает производителей транспортных средств ввозить для продажи автомобили, соответствующие Евро-5.
В странах европейского союза на текущий момент котируются лишь автомобили стандарта Евро-6. Главными отличиями 6 стандарта от 5 являются существенные ограничения количества выбросов дизельных двигателей. Чтобы соответствовать новейшим нормам производителям автомобилей с дизельными двигателями приходится идти на различные ухищрения и уловки.
Например, сравнительно недавно произошел скандал с крупнейшим производителем немецких автомобилей Volkswagen.
В ходе тестирования транспортных средств данной марки специалисты обнаружили программный обман, благодаря которому автомобили временно уменьшали выбросы при прохождении тестов, но при реальной езде выкидывали в атмосферу повышенное количество вредных элементов, не соответствующее даже стандарту Евро-5.
За подобные манипуляции компания WV вынуждена была заплатить огромные неустойки и отозвать колоссальное количество проданных авто с США и других стран.
Так ли полезны экологические евро стандарты?
Евростандарты в свое время привнесли невероятный вклад в развитие эффективных и чистых двигателей внутреннего сгорания. Постоянные модификации топливной системы, ДВС и системы управления мотором позволили большинству компаний разработать наиболее качественные и экологически чистые автомобили.
Однако, стандарт Евро-6 предъявляет слишком высокие требования к дизельным автомобилям. Даже ведущие производители машин, такие как концерн VAG, не могут честно поддерживать допустимый стандартом уровень вредных выбросов.